Общие понятия и определения
В самом общем виде бюджет (budget) — это количественное выражение денежных притоков (поступлений) и оттоков (выплат), которое показывает, сможет ли финансовый план удовлетворять целям организации.
Если же говорить более формально, то бюджет — это документ, в котором изначально содержатся плановые показатели деятельности организации на ближайшую (операционную) перспективу.
Следовательно, бюджетирование (budgeting) — это процесс подготовки бюджетов (бюджетных форм).
В функциональном плане бюджет представляет собой денежное выражение операционных целей организации: отражает планируемую, а затем и фактическую стоимость ресурсов (входов), потребляемых подразделениями организации, а во многих случаях также планируемую и фактическую стоимость результатов их деятельности и даже отклонения между ними.
Поскольку, все операционные цели должны быть увязаны с комплексом целей и задач самой организации, можно утверждать, что бюджет — это количественно детализированный план деятельности организации и отдельных ее сегментов, направленный на достижение заданных целевых установок (целей). При этом, как видно на представленной диаграмме, процесс определения целей является ключевым во всех процедурах планирования, поскольку именно с него начинается любой цикл планирования, и именно с целевыми установками сравниваются фактически достигнутые результаты.
— рис. 1
В последнем определении бюджета затронуты три основных аспекта бюджетирования.
- Прежде всего, речь идет о направленности бюджета в будущее. Прошлое в этой системе имеет ограниченную ценность — как ориентир при формировании плановых показателей на очередной период и как база для всевозможных сравнений и анализа.
- Второй аспект касается детализации планируемых показателей до конкретных числовых значений, как необходимого условия последующего ресурсного планирования и контроля достижения поставленных целей.
- И, наконец, третий аспект, касающийся контроля: ценность бюджетов определяется, прежде всего, тем, насколько они способствуют достижению целей организации и позволяют соотнести фактически полученные результаты с плановыми показателями и стратегическими целями предприятия.
Бюджетное управление
Изначально бюджетное (сметное) планирование и контроль относилось к сфере управленческого учета, а, в части управления затратами, таковым остается и поныне.
Но уже на данном этапе рассмотрения вопроса, нам должно быть ясно, что составление и исполнение бюджетов является частью общего процесса управления в организациях — т.н. «контура управления».
Все основные функции бюджетирования: мониторинг и контроль, коммуникация, координация и мотивация играют важную роль в обеспечении эффективности бюджетного контура управления.
— рис.3
Однако, бюджетное управление сегодня — это не только управление при помощи бюджетов, точнее — бюджетной модели, реализованной посредством какого-либо специализированного программного продукта, но и использование современных концепций, таких, как, например процессно-ориентированное бюджетирование (activity-based budgeting, АBB, ПОБ).
Суть же бюджетного управления, в общепринятом смысле, как раз и состоит в том, чтобы дать менеджерам возможность делегирования финансовой ответственности в рамках действующей иерархии управления, которая, в простейшем случае, может выглядеть следующим образом:
- некое подразделение в лице своего руководителя, имеющее полномочия вкладывать деньги в развитие бизнеса, отвечает перед акционерами/собственниками за доходность их капитала; это будет центр инвестиций;
- центр инвестиций распределяет финансовый ресурс по направлениям бизнеса, ориентируясь на плановые показатели прибыльности данных направлений; ответственность за достижения таких показателей должны нести те, кто действительно имеет на них влияние (например, руководители направлений бизнеса — в итоге мы получаем центры прибыли;
- для достижения запланированных показателей прибыльности требуется обеспечить надлежащий уровень доходов и расходов; ответственность за доходы и расходы центры прибыли делегируют далее — тем подразделениям и менеджерам, кто имеет непосредственное отношение к таким доходам и расходам; таким образом, появляются центры доходов и центры затрат;
- центры доходов (равно как и центры затрат) могут и далее делегировать свою финансовую ответственность «вниз».
Обобщенное наименование таких центров — центры финансовой ответственности (ЦФО), в отличие от центров финансового учета (ЦФУ), где производится только «механический» учет полученных результатов без делегирования ответственности.
По сути, выбор финансовой структуры — это выбор объекта бюджетирования. Если объектом регламентированного учета выступает юридическое лицо (предприятие в целом), или его обособленное подразделение, то для управленческого учета, к сфере которого мы и относим бюджетное управление, таким объектом является бизнес. А в рамках даже одного юридического лица таких бизнесов может быть много, хороших и разных, взаимосвязанных и не очень. Именно поэтому задача формирования адекватной финансовой структуры предприятия или фирмы является одной из центральных при постановке бюджетирования, как системы (управления).
Объект бюджетирования — бизнес (вид или сфера хозяйственной деятельности).
Таким образом, правильная технология бюджетного управления состоит из двух частей:
- делегирование финансовой ответственности;
- финансовое планирование.
Следует также отметить, что технология бюджетирования во времени — это непрерывная последовательность стадий, где планирование на следующий период производится на основе план-факт анализа исполнения бюджета отчетного периода, которая образует т.н. «бюджетный цикл».
— рис.4
Бюджетирование, как управленческая технология
С одной стороны, бюджетирование, как система, содержит несколько взаимосвязанных частей:
- технология (управленческая);
- организация системы бюджетирования;
- автоматизация.
А каждая компонента, в свою очередь, подразумевает и требует решения целого ряда обязательных методологических и/или функциональных задач и блоков.
— рис.5
…